Православный интернационал

 

Среди живописных лесов, полей и холмов штата Нью-Йорк затерялся небольшой скит. Здесь спасают свои души женщины самых разных национальностей: русские, американки и канадки.

 

Сергиев Посад – Джорданвилль

В нескольких сотнях метров от Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, сердца русского православного зарубежья, стоят три скромных деревянных домика, какие нередко встречаются в русской глубинке. Это Свято-Елисаветинский скит – небольшая женская обитель.

Возникла она в 1992 году, когда здесь поселилась первая насельница – Наталия Помазанская. Родственница известного священника и богослова протоиерея Михаила Помазанского (автора «Догматического богословия», по которому уже многие десятилетия учатся семинаристы всего православного мира), Наталия преподавала в Свято-Троицкой семинарии русскую литературу. Овдовев, приняла постриг с именем Иоанна в честь святителя Иоанна Шанхайского и поселилась в Джорданвилле. Вскоре к ней присоединилась православная немка Мария Цвикла.

 

Матушка Елисавета

Когда в 18 лет в поисках приключений Мария покинула родную Германию, она вряд ли могла предположить, что когда-нибудь станет монахиней. Но, поселившись в Греции, прониклась православным духом этой страны. Через несколько лет на Кипре приняла святое Крещение, а вскоре у Марии проснулся и интерес к монашеству.

Когда Божий Промысл привел ее в духовный центр Америки – Джорданвилль, Мария без колебаний присоединилась к матери Иоанне и вскоре приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Спустя несколько лет она стала настоятельницей этого удивительного скита, освященного во имя ее соотечественницы, преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

 

Игумения Елисавета: «Фотографию я считаю одной из форм искусства, которая дает возможность визуально рассказать о самых разных вещах. Побудительным мотивом моего фототворчества стала красота окружающих наш скит прекрасных лесов и уходящих за горизонт полей. Но не только природа является объектом моих фотографий – меня очень привлекают портреты и макроснимки различных предметов». Игумения Елисавета:
«Фотографию я считаю одной из форм искусства, которая дает возможность визуально рассказать о самых разных вещах. Побудительным мотивом моего фототворчества стала красота окружающих наш скит прекрасных лесов и уходящих за горизонт полей. Но не только природа является объектом моих фотографий – меня очень привлекают портреты и макроснимки различных предметов».

 

Игуменью нередко можно увидеть с фотокамерой в руках. Матушка Елисавета – талантливый фотохудожник, чьи работы регулярно выставляются во многих галереях штата Нью-Йорк и неизменно вызывают живой интерес.

 

Эконом и поэтесса

Бывшая петербуженка монахиня Феодора живет в скиту без малого четверть века. Романтическая натура, талантливая поэтесса, она с юношеских лет пыталась найти смысл жизни и, наконец, обрела его в Православии. Но романтичность не исключает практичность. Есть в характере матушки и хозяйственная струнка, она – неизменный эконом Елисаветинской обители. Однако, это только часть ее повседневных обязанностей. Матушка Феодора выполняет и множество других послушаний.

 

Бывшая петербуженка монахиня Феодора живет в скиту без малого четверть века Бывшая петербуженка монахиня Феодора живет в скиту без малого четверть века.

 

Многие годы насельницами скита были только три сестры: Иоанна, Елисавета и Феодора. Но сейчас число монахинь выросло до семи. Все они, как водится, со своими непростыми историями, у которых есть, однако, одна общая черта: Елисаветинский скит стал для них главным и единственным домом, а православная вера – смыслом всей жизни.

 

По зову великой княгини

Сестра Софрония по происхождению американка. Несколько лет она жила при приходском храме в штате Нью-Хэмпшир и занималась иконописью. А в Джорданвилль приехала для того, чтобы научить этому искусству мать Феодору. И вдруг Софрония узнает, что дом, в котором она жила, местные власти отняли за неуплату налогов. Это была явная ошибка, поскольку в Америке церковное имущество налогом не облагается. Однако, пока длилось разбирательство, каким-то непонятным образом дом матери Софронии был скоропалительно снесен.

 

Фото матушки Елисаветы Фото матушки Елисаветы

 

Последняя работа монахини, которую она оставила перед отъездом на столе, был образ преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Более четкого указания, где теперь жить и молиться, придумать невозможно. Вот уже три года сестра Софрония живет в Елисаветинском скиту.

 

Феодора «маленькая»

Столь же очевидным было появление здесь еще одной Феодоры – назовем ее «маленькой». Она и вправду, как ребенок, – худенькая и небольшого роста. Но слабой эту монахиню никак не назовешь, сила духа явственно читается на ее лице.

Родилась она в протестантской семье, всегда любила духовное чтение, искала церковной жизни. Девушка жила в штате Мэн, в нескольких кварталах от русского православного прихода. Много лет проходила мимо, не обращая на него внимания. Но однажды все же зашла и плененная красотой православного богослужения, стала приходить туда постоянно. Джорданвилль ее привез священник-американец, здесь же она приняла святое Крещение с именем Феодора.

 

Две отшельницы

Католичка Ксения всегда тяготела к уединенной жизни и десять лет прожила одна в канадском лесу в крошечном домике. Она любила читать русскую классику и богословские книги. Это и привело ее сначала к Православию, а потом к монашеству.

 

Елисаветинский скит Елисаветинский скит

 

Еще одной обитательницей скита стала трудница Людмила. Ее мать, жительница Алма-Аты, вышла замуж за техасца и последовала за ним в этот южный американский штат. Но Людмила в новой семье жить не захотела, бунтарский дух привел ее... в небольшую пустынную пещерку. Каким-то чудом матери удалось убедить дочь поехать в Джорданвилль.

Размеренная молитвенная и трудовая жизнь Елисаветинского скита неожиданно пришлась по душе молодой бунтарке. Она живет здесь уже полтора года, с удовольствием выполняет тяжелые физические послушания и явно радуется жизни. Что ждет Людмилу в дальнейшем, даже загадывать не будем – все в руках Божиих. Пока девушка неутомимо трудится, облегчая для всех остальных непростую в бытовом отношении жизнь скита.

 

Монашеские будни

Жизнь этого интернационального скита проходит в совместных трудах и молитвах. День начинается в 6 часов утра с полунощницы, которая совершается в скиту часовни. Затем, если священник не служит в их часовне, сестры идут на Божественную литургию в Свято-Троицкий монастырь. После трапезы и короткого отдыха – различные послушания. День заканчивается вечерней с повечерием в часовне и, конечно, келейной молитвой. Богослужения свершаются преимущественно на церковнославянском языке, в который иногда вкрапляется английская речь, что отражает многонациональность растущей монашеской общины.

 

Праздничная трапеза в Елисаветинском скиту Праздничная трапеза в Елисаветинском скиту

 

Сестры полностью обеспечивают себя своими трудами: шьют, пишут иконы, изготавливают церковный ладан и свечи, травяные чаи и натуральные кремы.

Эта «православная косметика» известна на всю округу своими чудесными свойствами. Еще бы – ведь изготовлена она с монашеской молитвой.

Завершая этот рассказ, хочется поделиться следующим наблюдением от посещения Елисаветинского скита. Его обитательницы живут в очень стесненных материальных обстоятельствах, без какой-либо финансовой поддержки извне. Прямо скажем, очень бедно и трудно живут. Но при этом, кажется, вполне счастливы.

Воистину, Дух дышит, где хочет… (Ин. 3, 8)

 

Монастырские изделия известны на всю округу Монастырские изделия известны на всю округу

 

В блокнот паломнику:

Адрес: Saint Elizabeth Skete 1520 State Route 167 Mohawk, NY 13407. USA

Эл. почта: info@saintelizabethskete.org

Тел: +1 315-858-2208

 

Елена Прокофьева

Фото игумении Елисаветы

Поделиться в социальных сетях:



13 Oct 2014