Первая Десятинная

 

Святой равноапостольный князь Владимир, почивший тысячу лет назад, был похоронен в Киеве в Десятинной церкви, которую он возвел из камня в числе первых русских святынь.

 

«И нача ее созидати»

Начало строительства храма относят к 989 году, о чем сообщает, например, «Повесть временных лет»: «В лето 6497… Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и послав преведе мастеры от Грек».

Расположенная неподалеку от княжьего терема, она задумывалась как главный кафедральный собор и как дань памяти русским первомученикам – дружинникам Феодору Варягу и его сыну Иоанну. Они оба исповедовали христианство и пострадали за веру от язычников, которые по наущению жрецов задумали принести Иоанна, «прекрасного лицом юношу», в жертву Перуну, «а нежный отец, не хотевший его выдать, погиб вместе с ним от ярости народной».

Возможно, в том числе и эти события повлияли на решение Владимира Святославича стать христианином. Князя потрясла твердость веры и мужество, с которым варяг Феодор в одиночку противостоял толпе рассвирепевших киевлян.

 

Во славу Богородицы

Семь лет продолжалось строительство церкви. Греческие мастера, приглашенные князем Владимиром, построили ее по образцу корсунских храмов, богато украшенных мозаикой. Из Корсуни (Херсонеса Таврического) были привезены иконы и драгоценная церковная утварь.

Искусные мастера выполнили интерьеры храма из благородного отделочного материала – мрамора, за что современники называли его «мраморным». Но главным его сокровищем были мощи святого Климента, епископа Римского, и его любимого ученика Фива, также доставленные из Корсуни. Для них, как свидетельствовал немецкий хронист Титмар Мерзебургский, существовал отдельный придел.

«Просветитель Руси не пощадил трудов и сокровищ для сооружения достойного храма Господу, просветившему его духовную и телесную тьму, – писал известный духовный писатель Андрей Николаевич Муравьев. – Владимир посвятил соборную церковь Пречистой Деве… и определил десятую часть своих доходов на поддержание нового храма, отчего и сохранилось ему название Десятинного».

Первым настоятелем назначили одного из «корсунских попов» – Анастаса (Настаса) Корсунянина. По случаю освящения храма князь Владимир устроил пир и распорядился раздать богатую милость нищим и убогим.

 

Руины Десятинной церкви. Акварель неизвестного художника. 1826 г. Руины Десятинной церкви. Акварель неизвестного художника. 1826 г.

 

Семейная усыпальница

Примечательно, что Десятинная церковь почти сразу же стала великокняжеской усыпальницей. Князь Владимир велел перенести сюда из Вышгорода останки своей бабки, блаженной княгини Ольги, и, по некоторым сведениям, тела двух своих предков – полоцких правителей Изяслава и Всеслава.

Позднее тут была погребена христианская супруга Владимира – византийская царевна Анна, усердно наставлявшая его в истинной вере. А в 1015 году он и сам обрел здесь последний приют.

«Сын его Ярослав, движимый благочестием к памяти усопших, вырыл кости дядей своих, Ярополка и Олега, убиенных еще в язычестве, и, окрестив торжественно, положил в церкви Десятинной, где опочил и великий отец; а сам отошел на смертный покой под сень собственного храма Софийского» – сообщает нам А.Н. Муравьев.

Последние, кого захоронили в Десятинной церкви, были внук Владимира – великий князь Изяслав Ярославич и рано умерший праправнук Ростислав.

 

Последний рубеж

К сожалению, во времена княжеских междоусобиц храм дважды подвергался разорению. Но самым страшным для него оказался 1240 год, когда под стенами города появились орды хана Батыя.

День и ночь штурмовали враги стены Киева, однако жители во главе с тысяцким Димитрием сражались насмерть. 5 декабря осадные орудия пробили множество брешей, и защитники под натиском монголов вынуждены были отступить в детинец. Десятинная церковь стала их последним рубежом.

«Боярин Димитрий, сам исходя кровию от ран, еще вымышлял способы защиты, но их уже нет; опять возобновляется приступ, и под бурею вражеских волн сокрушается последний оплот…»

Как гласит легенда, храм рухнул под тяжестью забравшихся на своды людей, которые пытались спастись от неприятеля.

 

Находка митрополита

«От всего храма остался только один южный придел, Святителя Николая, с частию церковной стены. В таком ужасном запустении брошены были священные развалины, в течение четырех веков, тяжких для Киева… доколе не явился, наконец, обновитель, сам рода княжеского, в митре святительской».

А.Н. Муравьев говорит здесь о знаменитом митрополите Киевском и всея Руси Петре Могиле, благодаря которому возобновилась православная жизнь в древних храмах города, в том числе и в соборе Святой Софии.

По инициативе владыки Петра в 1635 году были проведены первые раскопки возле Десятинной церкви и над одним из ее углов поставлен небольшой храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь митрополит выставил древнейшую икону с изображением Святителя Николая, привезенную, по преданию, князем Владимиром из Корсуни.

Примерно в то же время митрополит Петр Могила, продолжая раскопки, обнаружил два мраморных саркофага с надписями, гласившими, что в одном покоится князь Владимир, а в другом – его супруга Анна. «С благоговением перенес он нетленную главу просветителя Руси в древнюю его церковь, на Берестове, где был некогда княжеский дворец, а наконец и в самую Лавру, ибо не безопасен был Киев от набегов Крымских». Другие останки захоронили в Софийском соборе.

Митрополит Петр Могила страстно желал восстановить Десятинную церковь и по завещанию оставил тысячу золотых на осуществление своей мечты.

 

Святитель Петр Могила

Святитель Петр Могила

 

В память о древнем святилище

К основательному изучению развалин храма ученые приступили лишь в 1820-х годах. Тогда были раскопаны оригинальные фундаменты, обнаружено множество фрагментов мозаик и фресок, часть стены Х века с греческими письменами. Внутри храма (под спудом) был вторично обретен и саркофаг князя Владимира.

А в августе 1828 года митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) освятил начало строительства новой церкви, которое доверили знаменитому петербургскому архитектору Василию Стасову.

Эта Десятинная церковь Успения Пресвятой Богородицы «сооружена в Византийском вкусе, с двумя приделами, во имя Св. Владимира и Чудотворца Николая, и хотя она совершенно несходна с прежним чертежом Десятинной церкви, однако должна быть драгоценна для каждого Русского, как воспоминание древнего святилища, воскресшего из развалин».

 

Десятинная церковь в начале ХХ века Десятинная церковь в начале ХХ века

 

К сожалению, новый храм простоял менее ста лет. В 1928 году по решению большевистских властей его закрыли, а в 1936-м разобрали на кирпичи. Но археологические раскопки не прекращались на этом месте и в годы советской власти. Ученые тщательно исследовали фундамент древней церкви. При этом были обнаружены новые мозаичные фрагменты, фрески, россыпи монет. Неподалеку от храма археологи откопали остатки дома церковного причта, княжеских палат, боярских жилищ, домов ремесленников. Были также обнаружены многочисленные захоронения.

Восстанавливать или не восстанавливать Десятинную церковь? Этот вопрос поднимался не раз, но сторонники восстановления так и не получили полной поддержки. Как в действительности выглядел древний храм Владимирской эпохи, нам неизвестно, и аутентичная его реконструкция просто невозможна.

В 2012 году украинские власти объявили территорию раскопок первого христианского храма историко-археологическим музеем. Его адрес: Владимирская улица, дом 6/1. Неподалеку от него находится небольшой мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, который еще называют Десятинным в память о древнем храме.

 

Подготовил Александр Алиев

Поделиться в социальных сетях:



28 Jul 2015