Страж древнерусского искусства

 

В декабре 2015 года исполнилось 110 лет со дня рождения Давида Ильича Арсенишвили – создателя Музея имени Андрея Рублева, где были собраны ценнейшие образцы русской иконописной школы.

Природа наделила его прекрасной внешностью – высокий, худощавый блондин, он был похож на англичанина. Равнодушно пройти мимо него было невозможно. Его манера говорить завораживала. Тон всегда был оживленный, немного приподнятый.

Когда же речь заходила о древнерусском искусстве, то тут он мог говорить часами, проявляя тонкий вкус и понимание его истинной ценности. Он преклонялся перед творческим гением Андрея Рублева и древнерусским искусством в целом, был преисполнен сознания того, что делает очень важное дело.

 

Родители Давида Арсенишвили с детьми. Кутаис, 1903 г. Родители Давида Арсенишвили с детьми. Кутаис, 1903 г.

 

С мечтой о театре

О детстве и семье Давида Ильича известно немногое. Его отец, Илья Александрович, родом из села Дабадзвели, был государственным служащим и одно время занимал должность пристава в Кутаиси. Мать, Прискилэ, происходила из семьи бедного дьякона. Выдавая дочь замуж, отец дал ей в приданое участок земли в Кутаиси, на котором впоследствии молодые супруги выстроили добротный кирпичный дом с садом. По рассказам современников, мать Давида Ильича отличалась необыкновенной добротой, нравом теплым, ласковым, нежным. Близкие называли ее «ангелом небесным».

Детство и юность Давида прошли в Кутаиси, где он учился в классической гимназии. В 1921 году юноша поступил в индустриальный техникум в Тбилиси и закончил его через два года экономистом. Но творческая душа Давида просила другого: его мечтой с детства был театр. И однажды, когда знакомая его родителей ехала в Москву, он умолил взять его с собой, уверив, что согласовал свой отъезд со старшими. На самом же деле Давид никого ни о чем не предупредил: ночью, связав из простыней канат, он спустился с четвертого этажа из запертой на ключ квартиры.

 

Создание музея было тогда единственным способом спасти и сохранить православные святыни

В Москве Давид закончил театральную студию под руководством актрисы МХАТ М. Роксановой, а позднее студию им. К.С. Станиславского, но режиссером не стал. Большую часть жизни он посвятил музейному делу.

Впоследствии в кругу музейных работников Д.И. Арсенишвили называли «профессиональным учредителем музеев», ведь за свою недолгую жизнь (он прожил 58 лет) он сумел положить начало трем учреждениям культуры. В 1927-м, когда ему было всего 22 года, Давид подготовил замечательную выставку, основанную на его собственном труде по истории театра. Позднее она превратилась в первый в Закавказье Государственный театральный музей Грузинской ССР. Выставка, посвященная жизни и деятельности А.С. Грибоедова, устроенная Давидом Ильичом в 1929 году, стала основой будущего Литературного музея Грузии. А в 50-е годы ХХ века Арсенишвили стал директором и фактическим создателем Музея древнерусского искусства в Москве, посвятив ему весь свой незаурядный организаторский талант.

 

Д.И. Арсенишвили (в центре)с единомышленниками и соратниками  по созданию театрального музея Грузии. Тифлис, 1927 г. Д.И. Арсенишвили (в центре) с единомышленниками и соратниками по созданию театрального музея Грузии. Тифлис, 1927 г.

 

Через тернии

В декабре 1947 года Комитету по делам архитектуры и строительства при Совете Министров СССР было поручено создать мемориальный музей Андрея Рублева. Вся территория бывшего Андроникова монастыря была объявлена историко-архитектурным заповедником, а для организации музея выделено помещение – Спасский собор.

Д.И. Арсенишвили, которого назначили директором, с самого начала поставил перед собой цель – превратить музей из мемориала Андрея Рублева в Музей древнерусского искусства. Но до осуществления этой мечты нужно было пройти долгий и тернистый путь.

Когда Давид Ильич пришел в Спасо-Андроников монастырь, на территории бывшей обители в разрушенных строениях ютились десятки семей. Немедленной реставрации требовали все здания, включая и древний Спасский собор, в котором все еще располагался военный архив.

 

И.А. Иванова, Н.А. Демина, Д.С. Лихачев, Д.И. Арсенишвили у Спасского собора Андроникова монастыря. Москва, 1952 г. И.А. Иванова, Н.А. Демина, Д.С. Лихачев, Д.И. Арсенишвили у Спасского собора Андроникова монастыря. Москва, 1952 г.
Спасский собор в процессе реставрации. 1959 г. Спасский собор в процессе реставрации. 1959 г.

 

Начались годы упорного труда. Враждебно настроенные власти не раз предпринимали попытки выжить и упразднить музей. Но Давид Ильич с завидной энергией и настойчивостью пробивал стены неприязни и непонимания чиновников. По словам Дмитрия Сергеевича Лихачева, «он входил в учреждения как власть имеющий – в нем было это сознание, ибо он служил высокой идее. Если кто-то не поддавался его уговорам, медлил, проявлял равнодушие, он пускал в ход свой последний аргумент: “Я грузин, и хочу, чтобы Музей русского искусства был открыт, был достоин своего призвания. А вы кто? Вы русский, и вы этого не хотите!”»

7 июля 1950 года Спасский собор был, наконец, окончательно передан музею. Но уже в ноябре 1951 года в Совете Министров снова был поставлен вопрос о его ликвидации. И тогда Арсенишвили чудом добился приема у главного партийного идеолога М.А. Суслова. Музей удалось сохранить.

 

Время собирать

В те годы коллектив музея состоял всего из пяти человек, двое из которых были техническими работниками. Первой и верной помощницей Давида Ильича стала Наталья Алексеевна Демина, которая перешла в музей из Третьяковской галереи, где занимала должность хранителя. Через год к ним присоединилась искусствовед Ирина Александровна Васильева-Иванова.

 

«Я грузин, и хочу, чтобы Музей русского искусства был открыт. А вы русский, и вы этого не хотите!»

Сохранить, уберечь от разрушительного действия времени, собрать воедино образцы древнерусского искусства – вот в чем они видели цель своей деятельности. Для этого нужно было найти, выявить памятники древнерусской культуры, которые погибали в недействующих церквях или в краеведческих музеях. В одном из музеев, например, из шедевров XVI века были сколочены перекрытия для антресолей, а в другом огромные иконы из соборного иконостаса использовались как стенды для фотографий передовиков производства. В 1950-е годы Демина, Арсенишвили и Иванова вывезли из периферийных музеев и из закрытых храмов более 100 икон XV–XVII веков, находившихся в аварийном состоянии из-за непрофессионального хранения.

Это была поистине подвижническая работа. В ту самую пору, когда древнерусское искусство меньше всего ценилось в нашей стране, эти люди, благоговея перед древней иконой, спасали от гибели бесценные православные святыни. В одном из своих писем к Н. Деминой Давид Ильич писал: «Кажется, я не зря забрался в эту вологодскую глушь, с находками не расстаюсь. Соседи спят, лампочка тусклая, прислоню иконы к рукомойнику и смотрю. Доски черные, нераскрытые, но свет от них чувствуется, оторваться трудно. А может быть, это Дионисий, дорогая Наталья Алексеевна?»

 

Давид Ильич Арсенишвили. 21 сентября1960 г. Давид Ильич Арсенишвили. 21 сентября1960 г.

 

Открыли без создателя

К 1954 году коллекция древнерусского искусства, собранная сотрудниками, стала весьма значительной. Была создана и обширная библиотека, которая включала 480 томов, не считая периодических изданий Академии наук, а также богатое собрание архивных материалов. Музей начал давать консультации, справки, рецензии, проводить экспертизы, оказывать помощь коллегам с периферии.

И вместе с тем музей по-прежнему находился в ненормальных условиях. Сотрудники ютились в одной комнате, среди ценнейших экспонатов. Готовили экспозицию, однако представить собранный ими материал было совершенно невозможно из-за отсутствия помещения, пригодного для этой цели.

Сколько раз обращался Давид Ильич за помощью в разные инстанции, куда только не писал письма! В защиту Музея древнерусского искусства не раз поднимали свой голос Михаил Владимирович Алпатов, Дмитрий Сергеевич Лихачев, Илья Григорьевич Эренбург и многие другие.

 

Спасский собор Андроникова монастыря Спасский собор Андроникова монастыря

 

Близилась знаменательная дата – 600-летие со дня рождения Андрея Рублева. Вопрос о праздновании юбилея и официальном открытии музея решался на высшем уровне. Боясь ответственности, начальник Управления культуры Мосгорисполкома в январе 1959 года освободил Д.И. Арсенишвили от занимаемой должности.

Официальное торжественное открытие Музея имени Андрея Рублева на территории Андроникова монастыря состоялось 21 сентября 1960 года. Музей открылся, но уже без участия Давида Ильича.

Он вернулся в Тбилиси…

 

Жизнь, отданная великому делу

Позже Н. Вачнадзе в своей книге «Давид Ильич Арсенишвили. Эскиз к творческому портрету» напишет: уволили того, кто «мучился, работал, писал, сообщал, возбуждал дело, действовал, творил чудеса, кто надорвал здоровье, вкладывая все свои силы не только в нужное дело, но и в ненужную работу, живя в почти нечеловеческих условиях».

Он действительно был настоящим бессребреником, жил в Москве без квартиры, без денег, спал на раскладушке, которую на ночь ставил в Спасском соборе в экспозиции музея, имел только один, но всегда аккуратно выглаженный костюм. И при этом был абсолютно независим – качество, увы, редкое в наше время. С самым важным начальством он разговаривал как равный, никогда не просил, а требовал, так как служил не себе, а древнерусскому искусству. В обращении с людьми, которые, с его точки зрения, были выше по знаниям, он бывал застенчивым и скромным. Он был чуток к чужому мнению, если оно исходило от единомышленников, людей, которые горели идеей создать в центре Москвы Музей древнерусского искусства.

 

В 1956 году Арсенишвили предлагает Н.В. Гусеву выполнить копии росписей 1408 года во владимирском Успенском соборе, создан- ных преподобным Андреем Рублевым и Даниилом. В 1956 году Арсенишвили предлагает Н.В. Гусеву выполнить копии росписей 1408 года во Владимирском Успенском соборе, созданных преподобным Андреем Рублевым и Даниилом.
И очень вовремя: в ходе реставрации собора фрески были крайне неудачно поновлены. Часть этих копий сейчас можно увидеть в постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева. И очень вовремя: в ходе реставрации собора фрески были крайне неудачно поновлены. Часть этих копий сейчас можно увидеть в постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева.

 

Осенним днем 1963 года в одной из тбилисских больниц решили навести порядок – вымыть полы, натереть их мастикой. Давид Ильич, страдавший бронхиальной астмой, попросил уборщицу не натирать в его палате, но услышал ответ: «Идите к палатному врачу, пусть прикажет». Давид Ильич обратился к врачу, но получил тот же ответ: «Идите к главному врачу – пусть он прикажет». Главный врач равнодушно ответил: «Так положено». На следующий день Давида Ильича не стало. Он умер 16 ноября 1963 года от сильнейшего приступа бронхиальной астмы. Похоронили его на тбилисском кладбище «Сабуртало».

 

Могилы М.И. Арсенишвили - сестры Давида Ильича и Д. И. Арсенишвии. Тбилиси, кладбище "Сабутало" Могилы М.И. Арсенишвили - сестры Давида Ильича и Д. И. Арсенишвили. Тбилиси, кладбище "Сабутало".

 

Полезная информация

 

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Адрес: Москва, Андроньевская площадь, д. 10

Тел.: 8 (495) 678-14--89

Сайт: http://www.rublev-museum.ru

 

Ольга Никифорова, фото предоставлены автором

Поделиться в социальных сетях:



14 Apr 2016