На Стромынском тракте

 

На Стромынском тракте Белая свеча колокольни, неожиданно возникающая за поворотом дороги, поражает своим величием. Расступившийся лес уже не скрывает и храм Христа Спасителя. Это Николо-Берлюковский монастырь, известный своей редкой чудотворной иконой – «Лобзание Иисуса Христа Иудой». С его настоятелем беседует наш корреспондент Людмила Дианова.

 

– Отец Евмений, в этом году у возрожденного монастыря первый юбилей. Вот уже десять лет, как в его стенах вновь звучит молитва…

– Она зазвучала гораздо раньше. И не в стенах обители, а перед ними. Первое время мы молились у закрытых Святых врат, так как руководство туберкулезной психиатрической больницы наотрез отказывалось пускать нас внутрь, хотя часть монастырских построек уже официально была передана Церкви.

 

Настоятель монастыря игумен Евмений Настоятель монастыря игумен Евмений

 

– На территории монастыря была психбольница?

– Как и во многих других обителях. Либо психбольница, либо колония для несовершеннолетних, либо наркологический диспансер. Государство преследовало вполне определенную цель: монастырь, а точнее то, что от него осталось, должен ассоциироваться в сознании советского человека с чем-то асоциальным, негативным. Вспомните, как в то время смотрели на монахов. Как на сумасшедших. После 91-го года отношение к Церкви стало постепенно меняться, во многих монастырях и храмах возобновилась богослужебная жизнь. А в наших краях время словно остановилось – советская власть задержалась здесь больше чем на двадцать лет.

 

– В каком смысле?

– Психиатрическая больница выехала из монастыря всего полгода назад. Все это время в Троицком храме, где был пищеблок, жарились котлеты и варились борщи. А в алтаре стояла ванна для мытья грязной посуды. Местных жителей убеждали в том, что монастырь никакой архитектурной и исторической ценности не представляет…

 

Еще недавно этот храм стоял  без купола  и креста. Восстановлен исключительно на средства  прихожан Еще недавно этот храм стоял без купола и креста. Восстановлен исключительно на средства прихожан.

 

– А на самом деле?

– Наш монастырь стоит на Стромынском тракте, в сорока километрах от столицы. Это была одна из главных дорог Древней Руси, соединявшая Москву с Суздалем, Владимиром-на-Клязьме и Киевом. Когда- то здесь, на берегу реки Вори, жили воинственные племена вятичей, среди которых проповедовали и князь Андрей Боголюбский, и Кукша Печерский. Преподобный, как известно, был убит язычниками, но успел посеять среди вятичей семена веры Христовой. И вот уже в конце ХII века сюда приходят первые монахи-скитники. Их привлекла не только исключительная красота этих мест, но и глубокие карстовые пещеры под холмом, будто специально созданные для уединенной молитвы. Уникальность нашего монастыря в том, что он начинался как пещерный. В то время в обители, вероятнее всего, было два храма: во имя Иоанна Предтечи (он находился под землей) и святителя Николая Чудотворца, который был возведен на высоком холме, на месте языческого капища. Пройдет еще четыреста лет, закончится Смутное время, и иеросхимонах Варлаам из разоренного поляками Стромынского монастыря построит здесь первый каменный храм.

 

Окрестности монастыря. река Воря Окрестности монастыря. Река Воря.

 

– А когда сложился современный ансамбль монастыря?

– Он складывался постепенно. В 1786 году в обители была разобрана ветхая Троицкая церковь и заложена новая по плану, собственноручно начертанному митрополитом Московским и Коломенским Платоном (Левшиным). Возведенный в лучших византийских традициях храм стал настоящим украшением обители. Вскоре были построены новые каменные келии, и в монастыре собралась многочисленная братия. Но в 1829 году произошло событие, которое буквально перевернуло размеренную монастырскую жизнь, – Промыслом Божиим была обретена чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудой».

 

Список чудотворной иконы "Лобзание Христа Иудой" Чудотворная икона "Лобзание Христа Иудой"

 

– Как это случилось?

– В пятнадцати верстах от монастыря в селе Кудинове жила солдатка Татьяна Ивановна Кузнецова, которая более двадцати лет страдала глазной болезнью, но не теряла надежду по своим молитвам получить от Господа исцеление. Однажды во сне ей явился «некий благолепный муж» с иконой и повелел отслужить перед ней молебен. Проснувшись, слепая подробно описала домашним виденную во сне икону, но где найти ее, никто не знал. На другую ночь вновь явился тот же человек и повелел женщине идти в Берлюковскую пустынь. Но и там никто не слышал об иконе, на которой запечатлены два воина, Христос и Иуда. Отчаявшись, слепая вернулась домой. И вот в третий раз удостоилась она видения, в котором открылось, что образ находится в монастырской пекарне. Там действительно и нашли его – запыленный, закопченный, всеми забытый. После молебна перед обретенной иконой слепая окропила глаза святой водой и сразу же исцелилась. Как свидетельствуют очевидцы, про- зревшая еще долго слезами благодарности омывала лик Спасителя, не в силах сказать даже слово.

Это чудо было настолько явным, настолько символичным, что в монастырь буквально хлынул поток богомольцев. Петь молебны перед иконой начинали с раннего утра и оканчивали ближе к ночи. Ничто не могло остановить желающих поклониться святыне. Некоторые, потеряв терпение войти в дверь, лезли даже в окна. Казначей монастыря отец Геннадий завел тогда же толстую тетрадь, куда стал записывать все чудеса исцеления.

 

Вход в нижний храм Вход в нижний храм
В храме Архангела Михаила состоялась первая Литургия после многолетнего перерыва в богослужебной жизни монастыря В храме Архангела Михаила состоялась первая Литургия после многолетнего перерыва в богослужебной жизни монастыря

 

– Их было много?

– Очень много. И новые чудотворения только увеличили число паломников, которых уже не вмещали ни Троицкий храм, ни монастырские гостиницы. И тогда в 1836 году по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета специально для этой святыни начинается строительство храма Христа Спасителя.

 

– Отец Евмений, Вы сказали, что чудо обретения иконы было символичным. Почему?

– Это случилось вскоре после восстания декабристов, которые в своем большинстве были масонами. Масонский заговор предполагал не только свержение Божьего помазанника, но и уничтожение всей императорской семьи, роспуск армии и флота. То время было очень тревожным для Православной Руси. Из Западной Европы в нашу страну проникло модное увлечение мистицизмом. Многих он привлекал тем, что не обязывал к строгим правилам христианской жизни и оправдывал грех. И вот в 1825 году все это выливается в так называемое восстание декабристов. А ведь сказано: «…не прикасайтеся помазанным моим…»

Обретенная икона, повествующая о предательстве, заставила по-новому взглянуть на это событие. И не только на это. Есть о чем задуматься: евангельская сцена «Лобзание Иисуса Христа Иудой» запечатлела самый страшный момент в истории человечества. Ключевой момент.

 

– И он как-то проецируется на нашу жизнь? Какое отношение Ииудино предательство имеет к современному человеку? Есть ли иной смысл у этого образа?

– Он свидетельствует о нашем ежедневном, ежечасном предательстве Христа. Мы предаем его своими грехами, лицемерной верой. Об этом много размышляли берлюковские монахи в своих дневниках и очерках. В уникальном архивном документе «Взгляд на Николаевскую Берлюковскую пустынь» есть исчерпывающий ответ на вопрос о скрытом смысле образа. «Это не прямое ли указание на тех, кои придерживаются одною внешнею стороною христианства, видящие не видят, что исповедование имени Христова одними устами – есть льстивое лобызание Иудино? Не есть ли это громкая проповедь, обличающая многих в постыдном предательстве сына Божия на поругание, когда они в слепоте ума ожесточаются безверием и презирают спасительное учение Евангелия, когда они не повинуются постановлениям Православной церкви, которая есть таинственное тело Христово? И не для этого ли совершалось чудо первоначально над ослепшею женою, дабы вразумить слепотствующих душевными очами и просветить их светом истинного Богопознания и обращения на путь правый?»

 

Так выглядит сейчас троицкий храм, ждущий реставрации Так выглядит сейчас Троицкий храм, ждущий реставрации.

 

– Можно сказать, этот образ дает нам надежду на духовное прозрение…

– …и на безграничную любовь Спасителя. Вспомните, как Он встречает Иуду в Гефсиманском саду, зная, что тот предатель. Увидев множество людей с мечами, а с ними и одного из своих учеников, Христос спросил его: «Друг, для чего ты пришел?» Именно – друг. Самое страшное еще не произошло, и, обращаясь к Иуде с теплотой и истинно отцовским участием, Господь дает шанс своему ученику одуматься, отказаться от страшного замысла. Время еще есть. Но тот не слышит, не понимает. И даже после предательского лобзания Христос ждет Иуду. Ждет на Кресте, до самого последнего момента… Если бы Иуда, как Петр, искренне раскаялся, Христос бы простил его.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Посмотри, сколько сделал Христос, чтобы склонить его на Свою сторону и спасти его: научил его всякому любомудрию и делами и словами, поставил его выше бесов, сделал способным совершать многие чудеса, устрашал угрозою геенны, вразумлял обетованием Царства, постоянно обличал его помышления, но обличая не выставлял на вид всем, омыл ноги его вместе с прочими учениками, сделал участником Своей вечери и трапезы, ни опустил ничего – ни малого, ни великого; но он добровольно остался неисправим».

 

Крестный ход на праздник святителя Николая Чудотворца Крестный ход на праздник святителя Николая Чудотворца.

 

 – И нет на земле человека хуже Иуды, предавшего Бога. В связи с этим вопрос: а не получается ли так, что, поклоняясь этой иконе, мы, совершенно того не желая, поклоняемся и Иуде тоже?

– Конечно, нет. Вот есть икона «Вход Господа в Иерусалим», где Иисус Христос въезжает в город на ослике. Вы же не думаете, что поклоняясь этой иконе, вы молитесь на осла. На иконе «Рождество Христово» тоже изображены разные животные, но разве они там главные?

 

– Какова судьба чудотворной иконы? Она сохранилась?

– К сожалению, нет. В апреле 1922 года в монастырь прибыла комиссия по изъятию церковных ценностей, и чудотворная икона в богатом серебряном окладе, украшенном драгоценными камнями, бесследно исчезла. Но сохранилась ее копия, которая была изготовлена в иконописной мастерской монастыря. О ней мы узнали от местных реставраторов и, конечно, очень обрадовались. Теперь икона находится на своем привычном месте – на правом столпе храма Христа Спасителя.

Есть и другой список иконы – тот, с которым в ХIХ веке совершались крестные ходы по окрестным городам и селам. Сейчас он хранится в церкви села Пречистое. Это, кстати, тот храм, где меня когда-то крестили. Я родился в поселке Свердловский, в семи километрах от монастыря. В детстве мы с отцом часто приезжали рыбачить на Ворю. Я смотрел на полуразрушенную колокольню монастыря и думал: почему ее никто не ремонтирует? Тогда я и предположить не мог, что настанет время, и мне самому придется ее восстанавливать. А эта колокольня – самая высокая в Москве и Московской области.

 

Трудник Трудник

 

– Выше колокольни Ивана Великого?

– И даже той, что в Троице-Сергиевой Лавре. Чтобы начать восстановительные работы, пришлось поднять леса на стометровую высоту. Один мой знакомый монах, взглянув на них, сказал, что не видел ничего подобного. Конечно, было нелегко. Но если ты с Богом, то все как-то устраивается: и нужные люди находятся, и необходимые средства. Деньги на реставрацию колокольни, которая вообще никогда не обновлялась, были выделены из Федеральной целевой программы «Культура России». Спасибо за это депутату Госдумы Сергею Попову. А на колокола пожертвовали Ольга Остроумова и Валентин Гафт. Очень помог директор комбината «Щелковохлеб» Игорь Ларин.

 

Колокольня Николо-Бирлюковского монастыря  – самая высокая в Москве и Московской области Колокольня Николо-Бирлюковского монастыря – самая высокая в Москве и Московской области.

 

– Отец Евмений, а местные жители, домашние, знакомые не удивлены Вашим выбором? Когда-то мечтали связать свою жизнь с космосом, работали на Байконуре. Затем с отличием заканчиваете Технический университет имени Баумана, становитесь специалистом по системам управления космическими аппаратами и… идете работать сторожем в храм. Почему?

– Все годы учебы я находился в духовном поиске, хотел понять, для чего я живу. Читал много умных книг, но ни одна философская теория не могла убедить меня в своей правоте – слишком много было субъективного, «человеческого». А человеку свойственно ошибаться. Только в Библии я нашел ответы на все свои вопросы. К тому же я всегда чувствовал спасительное присутствие Бога в моей жизни. Простой пример. Наша группа сдает теоретическую механику – в этом предмете слов нет, одни уравнения – и только я один из всех получаю пятерку. Помолившись, я вытащил тот билет, который знал лучше всех. В другой раз за меня молилась бабушка, читала акафист преподобному Сергию Радонежскому – и снова пятерка.

Обе мои бабушки были верующие, я видел в их домах иконы, но о них мне ничего не рассказывали. Мы тогда мало говорили о Боге. И вот однажды мне снится сон. Странный сон: я вижу икону, на которой изображены два воина, Иисус Христос и Иуда. Воины, как и положено, в сапогах, а Христос и Иуда – в валенках. Почему в валенках? Прихожу к бабушке в гости, а у нее новая икона – на чердаке нашла. Я смотрю и понимаю, что это тот образ, который мне приснился – «Лобзание Иисуса Христа Иудой». «Эффект валенок» объяснялся очень просто. Поскольку икона была в металлической ризе, за валенки я принял объемную чеканку вокруг прорези ног. Удивительнее всего то, что до того момента я про такую икону даже не слышал.

 

Колокол, отлитый при настоятеле Диодоре. В 1721 году Колокол, отлитый при настоятеле Диодоре в 1721 году.

 

– Но пройдет немного времени, и этот образ станет главной святыней возрождаемого Вами монастыря…

– У Господа все промыслительно. Я пришел работать сторожем ни в тот, ни в другой, а именно во Владимирский храм в Мытищах. Узнав, что я закончил институт, настоятель мне говорит: «Надо строить колокольню». «Но я электронщик, а не строитель». «Но ведь не филолог – строй». Подучился немного и построил. Затем новое послушание – возведение храма великомученика Пантелеимона при центральной районной больнице. И снова вопрос: как? У нас даже проекта не было – за образец взяли знаменитую церковь Покрова на Нерли. По завершении строительства меня назначили туда настоятелем.

 

– А когда Вы были пострижены в монахи?

– В декабре 1997 года. Вскоре после этого состоялась диаконская хиротония, а затем иерейская. В 2002 году я заочно окончил Коломенскую духовную семинарию и был назначен по совместительству настоятелем приходского храма Христа Спасителя в Николо-Берлюковской пустыни. Он стоял тогда без крыши, весь заросший крапивой, плиты пола от многолетней сырости встали дыбом. Кругом горы мусора. Как в таком храме служить? И тогда мы решили углубить подклет. Вывезли из него сотни тележек с землей, укрепили фундамент, развесили иконы. И в декабре 2004 года, на праздник святителя Николая, в нижнем храме совершилась первая литургия. Служба была очень торжественная, мне сослужили несколько священников. Потом они подходили ко мне и говорили: «Какой у вас красивый колокольный звон!» Его слышали многие. Но дело в том, что колоколов в обители тогда еще не было…

 

Полезная информация:

Адрес: Московская область, Ногинский район, д. Авдотьино

Тел.: 8-968-374-11-07

E-mail: mail@berluki.ru

Как добраться: на автобусе №321 от станции метро «Щелковская» до остановки «Деревня Авдотьино». На электричке: от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее на автобусе №321 до деревни Авдотьино. На машине: следовать по Щелковскому шоссе, после посел ка Райки доехать до моста через Ворю, сразу за ним – поворот направо, дорога ведет к монастырю.

 

Фото Олега Серебрянского

Поделиться в социальных сетях:



27 Apr 2016