Кувуклия в водопаде света

 

Можно ли привыкнуть к чуду? Как объяснить природу Благодатного огня? Стоит ли переубеждать тех, кто и «видя, не видит», отрицая зримую Благодать?

Люди, живущие на Святой Земле, обладают одной исключительной возможностью, недоступной для большинства из нас, – они могут ежегодно видеть снисхождение Благодатного Огня. Среди них обычные прихожане православных храмов, монахини русских монастырей.

После общения с ними я убедился: они относятся к чуду без ажиотажа, как к чему-то естественному, само собой разумеющемуся. Неожиданно возникающие всполохи света здесь, в гробнице Христовой, и вокруг нее накануне Пасхи – в порядке вещей. Как мир и радость о Святом Духе у причастников.

Но каждый из них хорошо помнит свое первое – ошеломляющее впечатление от встречи с Непостижимым. Вот как рассказывает об этом моя знакомая Мария – регент одной из православных общин Иерусалима.

«Первый раз я была на схождении Огня девять лет назад. Это важно, потому что крестилась я менее чем за год до этого. Была я в то время человеком нецерковным и никаких преданий, существующих на эту тему, не то что не знала – даже не подозревала об их существовании. Да и вообще попала я туда чисто случайно. Накануне вечером кто-то из друзей спросил: «Ты как, завтра пойдешь?» – «А куда?» – «Да на Огонь же». – «А это где?» – «Ну, ты даешь», – сказали мне и положили трубку.

 

Люди, живущие на Святой Земле, могут ежегодно видеть снисхождение Благодатного Огня Люди, живущие на Святой Земле, могут ежегодно видеть снисхождение Благодатного Огня.

 

Наутро приехала в Старый город и страшно удивилась, увидев толпы возбужденного народа и полицейские кордоны. В храм Гроба, конечно же, не попала – для этого надо было приехать часов за пять до того. С толпой «внеслась» в церковь Патриархии – это на крыше храма Гроба Господня. Там я провела несколько часов среди гречанок, чинно сидящих на принесенных стульчиках, ожидая неизвестно чего. Понемногу стала замечать что-то странное, но, смотрю, народ никак не реагирует – сидим молча. Дальше больше, уже не единичные солнечные зайчики, а целые охапки таких зайчиков летают по храму. Будто ветер их носит. То медленно, то вихрем – по потолку, по стенам, по лицам. «Это что?» – спрашиваю. «Ну, Огонь же», – отвечают мне так, как будто ничего особенного не происходит.

И вот этот фантастический вихрь огоньков становится все больше и сильнее, все быстрее кружение – и вдруг за стеной взрыв криков. В проходе, ведущем в храм Гроба, золотой яркий свет тысяч вспыхнувших свечей. И вот уже выскакивают люди с пучками этих свечей – делятся Светом. Толпы ликующих, вопящих, танцующих людей – на крыше Храма, во дворе, во всех проходах. Все размахивают свечами, омывают друг друга Огнем, да-да, руки, лица… Он не жжется. У меня в нескольких местах блузка оказалась прожжена крохотными дырочками от расплавленного воска, но и только.

Спустившись к Кувуклии, я увидела продолжающееся кружение огоньков и долго не могла уйти оттуда: немыслимая, запредельная красота... А когда через несколько часов я пришла на литургию Благословенной Субботы в храм Гроба Господня, то увидела, как вся Кувуклия омывалась водопадом света – волна за волной. Невероятное зрелище. А люди проходили мимо, как если бы видели что-то совершенно обыденное. Знакомые снисходительно посмеивались над моим неподдельным восторгом: да будет тебе, это еще пару суток может продолжаться.

Вот это и был мой первый Огонь».

О Светоявлении, длящемся несколько суток, говорят многие. Помощник греческих монахов Александр Семенов, например, утверждает, что «в 1994 году Благодать стала сходить не в Пасху, а с 10 по 21 июля. Десять дней Благодатный огонь освящал Гроб Господень с утра до часу дня. Каждый день!».

…Видеть чудо снисхождения Благодатного огня могут верующие и неверующие. Это милость Господня распространяется на всех. Но не каждая душа откликается на этот свет. «Огнеборцы» не пускают Благодать в свое сердце. Пытаясь объяснить необъяснимое, они выдвигают самые невероятные предположения, порой противоречащие здравому смыслу. Отвергая «дар освящения», они отвергают само благословение Господне. А ведь именно о нем от лица всей Церкви просит Патриарх Иерусалимский в своей молитве: «В спасительную и светозарную ночь все наполнилось света: и небо, и земля, и преисподняя – преестественным таинством Твоего сошествия во ад и Твоего тридневного Воскресения из гроба. А потому, благоговейно беря свет, который непрестанно и присносветло горит на сем светоносном Твоем Гробе, мы преподаем его верующим в Тебя, истинного Света, и просим и молим Тебя, Всесвятой Господи, благодатию всесвятого и светоносного Твоего Гроба соделать его даром освящения, исполнить его Твоей Божественной благодати и благословить и освятить тех, кто благоговейно принимает его, освобождая их от тьмы страстей, и сподобить их Твоих светлых обителей, где сияет невечерний свет Твоего Божества».

 

Душам, открытым для Господа,  Благодатный Огонь приносит ни с чем не сравнимую радость Душам, открытым для Господа, Благодатный Огонь приносит ни с чем не сравнимую радость.

 

Свет непрестанно горит на светоносном Гробе, а зримым для нас, грешных, он становится накануне особого дня – Воскресения Господня. Только в Великую Субботу его можно взять и «преподать верующим». В этот день Божия Благодать становится вещественной и видимой. Живым, реальным, а не абстрактным символом Воскресения. Душам, открытым для Господа, она несет ни с чем не сравнимую радость.

Русский игумен Даниил, побывавший на Святой Земле в 1105–1107 годах, об этом сказал так: «Такая радость не может быть у человека в другом случае, какая радость бывает тогда у всякого христианина, видевшего Свет Божий Святой. А кто не испытал той радости в тот день, не верит говорящим о всем том виденном. Однако мудрые и верные люди охотно верят и с радостью слушают рассказ об этом истинном событии и об этих святых местах. Верный в малом и во многом верен, а злому человеку, неверному, истинное представляется кривым».

Еще резче отозвался о «скептиках» канонизированный неразделенной церковью Папа Римский Урбан II. В своей знаменитой речи на Клермонском Соборе 1095 года, призывая к освобождению Святой Земли, святитель восклицал: «Сколь драгоценным был бы вожделенный, несравненный Гроб Господень, даже если бы Бог и не совершал там ежегодного чуда! Ибо в Страстную Неделю все погашенные лампады в Гробе и вокруг него в храме вновь возгораются по Божьей воле. Чье сердце, о братья, окаменело настолько, что столь великое чудо не трогает его? Поверьте мне, человек, чье сердце не верует, получив такой божественный знак благодати, есть бесчувственная скотина».

Окаменелое сердце, увы, – примета нашего времени, говорящая об оскудении в мире любви. Без нее в свою очередь и сама вера становится мертвой. И чтобы наполнить наши сердца спасительной любовью, освободить от тьмы страстей, каждый год по своей беспредельной милости Господь посылает нам чудо снисхождения Благодатного Огня. И разве можно желать еще большего?

 

Константин Кравцов,

фото Сергея Зубикова

Поделиться в социальных сетях:



29 Apr 2016