Константинополь

Визáнтий. Град Константина. Новый Рим. Око Вселенной. Седмихолмие. Царьград русских летописей. Всё это — старинные названия современного Стамбула, одного из крупнейших городов современной Европы. Сейчас этот турецкий город даже не является столичным, но когда-то он был центром величайшей Империи. Его основал в 330 году святой равноапостольный Константин Великий — первый император-христианин, при котором христианство из запрещённой и гонимой религии превратилась в главный духовный закон необъятной Римской империи. Обратившись ко Христу во время борьбы за Италию, Константин не остался в захваченном им Риме, наполненном горделивым духом языческой славы Вечного Города, но решил построить на Востоке новую столицу. Местом для строительства был избран мыс в проливе Босфор, где с античных времён существовал небольшой городок Византий. Здесь, на стыке Европы и Азии, пересекались важнейшие морские и сухопутные артерии, связывавшие Восток и Запад. Новый Город, получивший в честь своего основателя имя Константинополя, впервые в истории строился как христианская столица. Его сакральным центром был не акрополь и не форум, а величественный христианский храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот собор, заложенный Константином и перестроенный после пожара в VI веке великим Юстинианом, чудесным образом сохранился до наших дней во всём своём величии. Ни страшные землетрясения, ни многочисленные пожары, ни военные катастрофы не смогли уничтожить этот поразительный памятник архитектуры. Войдя в собор, мы можем, немного напрягая воображение, ощутить то благоговейное чувство пребывания Бога, которое тысячу лет назад заставило послов русского князя Владимира сказать: «Не знаем, где мы были: на небе или на земле!». Согласно летописи, именно эти слова окончательно убедили Владимира Святого избрать православие как веру Руси. Более тысячи лет здесь, в Святой Софии, находилась главная кафедра восточнохристианского мира. И даже после падения Византии новые хозяева Константинополя, турки-османы, были настолько впечатлены величием Ая-Софии, что все главные мечети стали строить в подражание её облику.

Увы, безжалостно время и многовековое господство иной культуры навсегда скрыли от нас очень многие памятники византийской эпохи. На месте императорского дворца, от которого остались лишь незначительные и малоисследованные руины, высится мечеть Сулеймание. А храм Святых Апостолов, где в окружении апостольских гробниц хоронили христианских императоров, начиная с Константина Великого, покоится под фундаментами мечети Фатих. Но даже те немногочисленные памятники, что сохранились от христианского Констанинополя, поражают воображение. Грандиозные стены Феодосия, воздвигнутые в V веке, когда разросшемуся до полумиллионного мегаполиса городу Константина стало тесно в старых стенах, заставляют невольно поражаться дерзости наших далёких предков, не раз пытавшихся овладеть Царьградом. Гигантским мостом высится над современными проспектами акведук Валента, по которому с IV века константинопольцам доставлялась вода горных источников, находящихся в 20 километрах от города. Руины древнего ипподрома, где когда-то проходили гонки на колесницах и кипели бурные страсти, до сих пор украшены египетским обелиском XVI века до н.э., доставленным из далёкого Луксора, и знаменитой змеиной колонной, отлитой в память победы греков над персами при Платеях в V веке до н.э. Таинственный мир подземных водохранилищ, питавших водой огромный город даже во время многолетних осад, открывается для посетителей в так называемой цистерне-базилике, известной как Еребатан: своды огромной подземной полости объёмом 80 тысяч кубометров поддерживают более 300 колонн, взятых из античных храмов. В разных частях Стамбула ещё можно встретить древние колонны, на которых когда-то высились статуи императоров. Самая знаменитая, колонна Константина, находится недалеко от Святой Софии, на месте главного форума.

Эти и другие памятники привлекают внимание миллионов туристов со всего мира. Но для путешественников из России особый интерес представляют древние церкви и христианские святыни, по счастью, ещё сохраняющиеся в Стамбуле. Рядом со Святой Софией высится церковь Святой Ирины, древнейший соборный храм города, где в 380 году заседал Второй Вселенский Собор. Как и «София», «Ирина» означает не имя какой-либо древней святой. Оба главных собора Константинополя были посвящены Христу Спасителю и получили названия в честь божественных имён: «София» — «Премудрость», «Ирина» — «Мир». Святая Ирина, расположенная на территорию комплекса султанского дворца Топкапы, не имеет богатого внутреннего убранства, но сохранила первозданный внутренний облик: турки не стали превращать её в мечеть, а сделали арсеналом. И теперь под сводами древнего собора, с его великолепной акустикой, проводятся концерт. А оценить великолепие византийской художественной школы в наиболее полной мере позволяет церковь Хоры, ныне известная как музей Кариé (Kariye). Этот небольшой монастырь Христа Спасителя, располагавшийся в сельской округе (хóре), по счастливой случайности сохранил поразительные по красоте и изяществу мозаики поздневизантийской эпохи. Почти пятьсот лет всё это великолепие таилось в обращённом в мечеть храме под слоями «маскировочной» штукатурки, и когда в 1948 году американские реставраторы начали открывать одну за другой мозаики и фрески XIV века, весь мир ахнул от восхищения.

Но гораздо больше византийских храмов остаются действующими мечетями или находятся в руинированном состоянии. Их количество измеряется десятками, и даже знатоку византийской истории потребуется не один час, чтобы разыскать их в тесных улочках исторического центра Стамбула. Отметим лишь самые знаменитые: Студийский монастырь близ Золотых ворот, разрушенный пожарами и землетрясениями; монастырь Богородицы Первилепты, ныне реставрируемый; монастырь Богородицы Паммакаристос, где также сохранились византийские фрески; церковь Сергия и Вакха, или «Малая Ая-София».

Что же касается действующих православных храмов, то их осталось очень немного в этом древнем центре Православия. Собор Святого Георгия в Фанаре с начала XVII века является резиденцией Константинопольского патриарха. Здесь собраны реликвии — малая часть из тех многочисленных христианских святынь, которыми когда-то гордилась столица христианской империи и которые были безжалостно расхищены западными крестоносцами в 1204 году или погибли во время османского завоевания в 1453 году. Справа от иконостаса — часть столпа бичевания Христа (доставленный в древности из Иерусалима), останки св. Евфимии Всехвальной, Соломонии (матери Маккавейских мучеников) и св. царицы Феофании. У северной стены — мощи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста (похищенные крестоносцами в 1204 году и лишь недавно, в 2004 году, частично возвращённые из Рима).

Другой действующий храм находится во Влахернах, древнем пригороде Константинополя, где когда-то находился императорский дворец и хранилась Риза Богородицы. Нынешний собор построен на месте того самого храма, где в X веке св. Андрей Юродивый удостоился видения Богородицы, укрывшей своим покровом Константинополь от очередного нашествия варваров. Богородица, считавшаяся небесной покровительницей города, не раз защищала его от врагов, и влахернская риза считалась одной из главных святынь империи и привлекала паломников со всего мира. Позже, во времена турецкого господства, паломники из России традиционно делали остановку в небольших храмах так называемого Андреевского треугольника: Св. Андрея, Св. Илии и Св. Пантелеимона. Ныне это действующие Афонские подворья.

Завершается путешествие по Константинополю за заливом Золотой Рог, в пригороде Пера (Галата). Здесь, за пределами городских стен, обычно селились иностранные купцы и послы — в том числе русские. В середине X века где-то здесь, на Босфоре, ожидала императорского приёма святая княгиня Ольга, прибывшая в Царьград, чтобы принять крещение. С XIV века Галату облюбовали генуэзцы, построившие здесь знаменитую башню и превратившие этот район в настоящее «государство в государстве». В современном Стамбуле Галата считается деловым центром, а расположенная здесь улица Таксим является местом массовых гуляний. В Галате находится и крупнейший действующий православный храм Стамбула, церковь Святой Троицы, построенная в конце XIX века и недавно восстановленная после «стамбульских погромов» 1955 года.

От некогда многомиллионного христианского населения Константинополя осталось всего несколько тысяч человек. Лишь по праздникам храмы наполняются многочисленными потомками местных греков, специально приезжающими из Греции. Русских туристов в Стамбуле намного больше, но далеко не все из них знают о православных памятниках турецкой столицы и, как правило, следуют привычными туристическими маршрутами. Пришло время российским путешественникам открыть для себя свой, православный Константинополь, таинственные и величественные следы которого ещё угадываются посреди шумного восточного мегаполиса. И, осматривая их, задуматься над теми уроками истории, которые преподносит нам судьба великой Византии.

Автор: Кузенков Павел Владимирович, Кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Сретенской духовной семинарии.

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Турция, #Стамбул, #Святая София, #Церковь Святой Ирины, #Студийский монастырь, #Святые, #Равноапостольный Константин Великий

25 Dec 2019

Новые статьи: