“Святыя Церкве светильниче немеркнущий”.

Память преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.

 

Преподобномученик Корнилий, игумен Псково-Печерский. Фреска.

Издревле христиане, искавшие уединения от мира, селились в пещерах. Можно сказать, что монашество родилось в “разселинах каменных”. Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский подвизались в тесных нерукотворных кельях Аравийской пустыни. “Общих житий начальник”, преподобный Феодосий Великий, поселился в пещере, где останавливались волхвы, шедшие с дарами в Вифлеем. Автор первого монашеского устава, преподобный Харитон Исповедник, остался жить в той пещере, которая была его узилищем и вертепом разбойников, а затем основал монастырь прямо в склонах Сорокадневной горы близ Иерихона. Великая Лавра преподобного Саввы Освященного выросла из пещеры отшельника.

Лавра прп. Давида Гареджийского, Грузия

Русское монашество также происходит из пещер. Будущий митрополит Киевский святитель Иларион, будучи простым священником, “ходил из Берестова на Днепр, на холм… и тут молитву творил в глухом лесу... ископав пещерку малую двухсаженную,… пел здесь часы и молился в уединении Богу”i. Позже в этой пещерке поселится вернувшийся с Афона монах Антоний, положив тем самым начало Киево-Печерской (т.е. – Пещерной) Лавре. Впоследствии протяженность подземных ходов великой днепровской обители достигнет без малого 900 метров.

Подземный храм прп. Антония Киево-Печерского в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры, Киев

Как гласит предание, именно лаврские монахи, вынужденные оставить киевщину из-за набегов татар, поселились в полусотне верст к западу от Пскова, у речки Пачковки в привычных им “Богом зданных” подземных кельях. Так был основан второй знаменитый на весь православный мир русский пещерный монастырь – Псково-Печерский. Так же как и его киевский прототип, монастырь посвящен Успению Пресвятой Богородицы.

Богом зданная пещера, Псково-Печерский монастырь

Подъём монастырской жизни в Печорах приходится на начало XVI века, когда Псковская земля вошла в состав централизованного Русского государства, и Московское правительство в лице знаменитого дьяка Михаила (Мисюря) Мунехина осознало стратегическое значение положения монастыря на ливонской границе. Обитель была укреплена деревянными стенами, расширен пещерный храм, а на Святой горе поставлена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Подлинный расцвет Псково-Печерского монастыря связан с именем преподобномученика Корнилия, ставшего игуменом в 1529 году.

Согласно Житию родители преподобного, богатого и знатного рода, отдали сына для обучения грамоте и искусствам в Мирожский монастырь. Там будущий игумен познакомился с уже упомянутым Мисюрем Мунехиным. Правитель Пскова, один из самых образованных людей своего времени, корреспондент старца Филофея Елеазаровского, путешественник и филантроп, повлиял на дальнейший жизненный путь Корнилия.

Икона Преподобномученик Корнилий в житии

Однажды Михаил Григорьевич взял юношу в опекаемый им бедный пещерный монастырь. Затерянная среди глухих, но живописных лесов обитель, сосредоточенная молитва в подземной церкви произвели на Корнилия такое впечатление, что он ушел из дома и принял постриг в Псково-Печерском монастыре.

Братия избрала его своим игуменом, когда Корнилию было всего 28 лет, и он возглавлял обитель 41 год вплоть до своей мученической кончины. Повлияли ли на решение братии особые духовные дары Корнилия или его благородное происхождение, или тесные связи с Мисюрем Мунехиным (к этому моменту дьяк скончался и за заслуги перед монастырем был похоронен в его пещерах), или поддержка святителя Макария, будущего митрополита Московского, а тогда архиепископа Новгородского и Псковского, а, может быть, все это вместе – Бог весть. Но факт остается фактом – тот Псково-Печерский монастырь, который мы знаем сегодня, появился благодаря трудам, заботам и молитвам преподобного Корнилия.

Поставление преподобного Корнилия в сан игумена. Клеймо иконы «Преподобномученик Корнилий в житии»

Высокие нравственные качества Корнилия отмечены его современниками. Преемник святителя Макария на Новгородской кафедре Феодосий отмечал высокую образованность печерского настоятеля: “...зане же, сыну, сам Божественное Писание в конец веси”ii. Князь Андрей Курбский в “Истории о великом князе Московском” с почтительностью отзывался о Корнилии: “...муж свят и во преподобию мног и славен. Бо от младости своей во мнишескихъ трудех провозсиял, и монастырь он предреченный воздвиже со многими труды и молитвами к Богу, идеже и безчисленныя чудеса прежде истекали, благодатию Христа Бога нашего и пресвятыя его Матери молитвами”iii. По словам инока Григория, автора Повести о Псково-Печерском монастыре 1580-х гг., игумен “постническим пребыванием мнихом собою образ быв ко спасению”iv.

Общежитие в Печорах было введено предшественником Корнилия, игуменом Герасимом. Преподобный сам прошел эту школу и с полным правом строго требовал от других соблюдения устава. Однажды печерский игумен изгнал из обители “падшего в великия грехи” инока Савватия, несмотря на раскаяние последнего. Только после вмешательства архиерея преподобный согласился принять его под надзор доброго старцаv.

С юности “преизлиха насытившись сладости книжной” св. Корнилий собрал в обители обширную библиотеку. Благодаря трудникам печерского скриптория до нас дошел такой памятник древнерусской литературы XIII века как “Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава”. География культурных контактов Успенского монастыря не ограничивалась русскими землями. Так, при Корнилии на богослужениях начали использовать “Уложение о ектении”, принесенное в Печерский монастырь “от Афонскыа Горы… кир иеромонахом Левкиею Каппадокиянином в лето 7060 девятого (1561 от Рождества Христова)”vi. Перу самого прп. Корнилия принадлежит труд под названием “Повесть о начале Печерского монастыря”.

Прп. Корнилий в иконописной мастерской. Клеймо иконы «Преподобномученик Корнилий в житии»

Благодаря мудрому руководству, сочетавшему строгую дисциплину и отеческую любовь, число братии в Печорах росло с каждым годом. За период игуменства Корнилия количество насельников монастыря выросло с 15 до 200 человек.

Это позволило развернуть масштабное строительство. Печерский монастырь был отстроен фактически заново и в основном приобрел свой современный архитектурный облик. В 1540 г. деревянный храм Сорока мучеников Севастийских перенесли за стены монастыря, на посад, а на его месте возвели трапезную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, в алтаре которой сохранилась надпись: “...Благовещения в лета 7056... сентября Богородицы... повелением благоверного... и при игумене Корнильи...”. К концу 1550-х гг. завершилось строительство большой звонницы, после чего Корнилий в тесном сотрудничестве с правительством приступил к возведению мощной крепостной стены с башнями, ставшей, если можно так сказать, фирменным символом Лавры. Общая протяженность стен составила 700 с лишним метров, стены достигали высоту 11, башни – 25 метров. До настоящего времени сохранилось семь из девяти башен. Одним из элементов фортификации и одновременно украшением обители стала надвратная церковь во имя свт. Николая Чудотворца (“Николы вратного”). При Корнилии были продлены “улицы” в пещерах, был перестроен и расписан Успенский собор. В 1559 г. преподобный построил храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Кроме того, на подворье в Пскове, на Усохе, игумен соорудил храм в честь иконы Божией Матери “Одигитрия” с богадельней.

Закладка и постройка прп. Корнилием храма святителя Николая Вратаря. Клеймо иконы «Преподобномученик Корнилий в житии»

Строительная деятельность прп. Корнилия имела впоследствии важнейшее значение для всего русского государства. В 1581 г. Псково-Печерский монастырь осадили войска польского короля Стефана Батория, одновременно пытавшегося взять Псков. Несмотря на превосходящие силы и грамотную организацию штурма, противник так и не смог сломить сопротивление защитников обители. Отвлечением на себя немалой части польской армии, деморализованной неудачей и нараставшей скудостью провианта, обитель прп. Корнилия внесла огромный вклад в победу псковичей. Стефан Баторий был вынужден прекратить затянувшуюся осаду Пскова и пойти на мирные переговоры с царем Иваном IV. Угроза вторжения польской, а на самом деле – общеевропейской, состоявшей из наемников чуть ли не всех стран Европы, армии вглубь обескровленной многолетней войной России, была снятаvii.

Осада Пскова. Худ. Дмитрий Долгов

Однако по неисследимым путям Божиим за 11 лет до этих событий Иван Грозный собственноручно убил игумена Корнилия. Произошло это во время страшного опричного похода царя на Великий Новгород и Псков зимой 1570/71 года. Жертвами этого кровавого рейда стали тысячи людей.

После разгрома Новгорода царское войско достигло Пскова. Всем казалось, что Иван Грозный насытился кровью своих подданных и вел себя значительнее спокойнее, чем на берегах Волхова. Святой Корнилий торжественно встретил царя во главе псковского духовенства (у Пскова до 1589 г. не было собственного епископа) и отслужил молебен в Троицком соборе. Вскоре Иван Васильевич отправился в Печерский монастырь. Заранее приехавший туда игумен вышел навстречу государю с крестом, но царь в приступе гнева отсек ему голову мечом. Предание гласит, что Иван тут же раскаялся, поднял тело Корнилия и на руках понес его к Успенскому собору. Эта дорога в монастыре до сих пор зовется “кровавым путем”. О раскаянии Грозного свидетельствует и тот факт, что в царском Синодике перечень казненных псковичей начинается с имени прп. Корнилияviii.

Корнилий Псково-Печерский. Худ. С. Б. Симаков

Что могло вызвать вспышку гнева Грозного самодержца в отношении, казалось бы, всегда лояльного к Москве игумена? По мнению Р. Г. Скрынникова, царь не простил Корнилию его дружбы с Андреем Курбскимix. Будущий перебежчик, а на тот момент один из самых близких к трону бояр, впервые посетил Печоры в 1557 г. и затем неоднократно бывал в обители. Их общение с Корнилием особенно оживилось после того, как воевода получил назначение в отбитый у ливонцев Юрьев (ныне эстонский Тарту), находящийся менее чем в 100 км. к северо-западу от Печор. О контактах игумена с Курбским после предательства последнего ничего не известно.

Место мученической кончины прп. Корнилия. Псково-Печерский монастырь

Тело Корнилия по заведенной традиции было погребено в пещерах. Местное почитание игумена-мученика началось сразу после его кончины, о чем свидетельствует широко распространенная “Повесть о видении кузнецу Дорофею”. В этом памятнике, породившем знаменитую Псково-Покровскую икону, рассказывается, как во время осады города Стефаном Баторием, житель города по имени Дорофей видел Богородицу шествующую от Печерского монастыря в сопровождении преподобного Антония Киево-Печерского и Корнилия, в святости которого ни Дорофей, никто из его современников не сомневался.

Псково-Покровская икона (Видение старца Дорофея). Нач. XVIII в. Псковский музей-заповедник

В 1690 г. митрополит Маркелл перенес мощи святого игумена из пещеры в Успенский собор и положил в новой гробнице в стене. В 1872 г. мощи преподобного переложили в медную раку, а в 1892 г. была изготовлена новая, богато украшенная рака. Однако в общероссийский месяцеслов имя преподобномученика Корнилия включили только в 1903 году.

Памятник прпмч. Корнилию в Псково-Печерском монастыре. Скульптор И. В. Голубев

Профессор Василий Иванович Синайский писал: “Корнилий был, поистине, для Псково-Печерского монастыря тем, чем Феодосий для Киево-Печерского монастыря. Оба были подлинными основателями своих монастырей и первыми основателями их, как монастырей деятельных. Поэтому-то всякий, кто попадает в таинственный и темный пещерный древний храм Успения Пресвятой Богородицы, вырытый в горе, с его узкими рытыми коридорами-переходами, невольно ищет глазами гробницу того, кто своими трудами сохранил Псково-Печерскую обитель для современников. Молча он подходит к стене с гробницей, там, в сумерках сияния ее серебра, смиряется его душа и благоговейно склоняются колена”x.

Мощи преподобномученика Корнилия Псково-Печерского почивают в глубине Успенского собора, у южной стены, в специально устроенной нише.

Митрополит Тихон (Шевкунов) у раки с мощами преподобномученика Корнилия Псково-Печерского

Свято-Успенский Псково-Печерского монастырь открыт для посещения ежедневно с начала утреннего богослужения и до окончания вечернего богослужения.

Адрес: Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5.

 

Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.

 

Иллюстрации:

http://pravoslavie.ru

http://icons.pstgu.ru

https://commons.wikimedia.org/

http://moseparh.ru/

http://rasfokus.ru/

https://ar.culture.ru/

 

i Повесть временных лет // БЛДР. Т.1. Спб, 1997. С. 196-198.

ii Дополнения к Актам историческим. Т.1. СПб, 1846. С. 36.

iii Сказания кн. Курбского. СПб, 1833. ч.1. С. 163.

iv Повесть о начале и основании Печерскаго монастыря, взята из древних летописцев, обретающихся в книгохранительнице онаго монастыря. М., 1807. С. 9

v Преподобный Корнилий Печерский. М., 1909. С. 9.

vi Бычков А.Ф. Описание рукописных сборников Публичной библиотеки, ч.1 СПб, 1882. С. 94.

vii После этого Псково-Печерский монастырь еще не раз будет подвергаться нападениям внешних и внутренних врагов в XVII-XVIII вв.

viii Скрынников Р.Г. Синодик опальных царя Ивана Грозного как ист. источник // Вопросы истории СССР, XVI-XVIII вв. Л., 1965. С. 53.

ix Там же.

x Синайский В.И. Псково-Печерский монастырь. Рига, 1929.

Поделиться в социальных сетях:



04 Mar 2024