Донецкая Голгофа

 

Около 50 храмов Русской Православной Церкви были полностью уничтожены или частично разрушены с начала боевых действий на Украине. Наш корреспондент Наталья Батраева побывала на месте событий.

 

Иверский монастырь

История этой обители началась в 1997 году. Именно тогда в северной части Киевского района Донецка, недалеко от аэропорта, был заложен приходской храм. В 2000 году храм с прилегающей землей стал подворьем Свято-Николаевского монастыря, а через два года, когда община получила статус монастыря, был освящен в честь Иверской иконы Божией Матери. Первыми насельницами обители стали три монахини из Касперовского монастыря, старшая – сестра Амвросия. Сейчас в Иверском монастыре шесть инокинь во главе с игуменьей Михаилой (Шевченко).

 

Встреча владыки в престольный праздник Иверской обители Встреча владыки в престольный праздник Иверской обители

 

Неприглядный пустырь на окраине миллионного промышленного города превратился в цветущий сад: диковинные деревья, подаренные ботаническим садом, сосны, ели, цветники, радующие глаз с ранней весны до глубокой осени. Постепенно к храму пристроили колокольню с просторным притвором, где расположились свечная лавка и просфорня. Внутри церковь украсили фресками по византийским канонам, резным иконостасом, фигурными каменными колоннами.

Вскоре рядом с храмом появился двухэтажный келейный корпус с библиотекой, трапезной, жилыми кельями – белые стены гармонировали со стенами церкви, красная черепичная крыша, утопая в зелени, создавала иллюзию сельского пейзажа. Схожесть эту усиливал и обширный земельный надел с разбитым на нем садом, ягодником, огородами, где трудолюбием монахинь и мирян выращивались овощи и фрукты. Община старалась сама обеспечивать свое существование, заготавливая урожай на зиму.

 

До войны До войны

 

Не только внешнее убранство и хозяйственные дела занимали насельниц, общение с прихожанами составляло неотъемлемую часть жизни общины – совместные молебны и акафисты, обучение детей Закону Божию.

В монастыре хранились частицы мощей преподобных Амвросия Оптинского и Митрофана Воронежского, преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары. С Афона «пришел» список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери, который выполнил монах Янис из Русского Пантелеимонова монастыря. Полгода она обходила храмы Донецкого края, утешая страждущих, даря надежду унывающим. В 1999-м, когда начались бомбардировки Югославии блоком НАТО, икона водворилась в Иверской обители.

 

Господь судил иначе

26 мая 2014 года мирная жизнь в Донецке закончилась. Вряд ли можно было предвидеть, что монастырь окажется на линии огня. Первые взрывы, звук штурмовика, обстреливающего аэропорт, автоматные очереди – матушки, работавшие в огороде, и не поняли, что происходит.

Щербатые выемки на белых стенах, срезанные осколками ветви подросших деревьев, развороченные надгробные памятники расположенного по соседству кладбища. До последнего сестры надеялись на заступничество Небесной Покровительницы, но Господь судил иначе.

 

Иверская икона Богородицы Иверская икона Богородицы

 

«У нас нет охраны в обычном понимании этого слова. Мы каждый день совершаем крестный ход с Иверской иконой Богородицы. Просим Ее заступничества – в этом и вся наша охрана. Если Она не защитит – не спасет никто», – так говорила игуменья Михаила задолго до описываемых событий.

Господь судил иначе. Наверное, страшнее разрушаемого на твоих глазах дома, построенного с любовью, своими руками, только смерть близких. Господь сохранил монахинь, но дом Божий, в который они вложили сердце и душу, был разрушен. Сколько могли, матушки оставались в монастыре под усиливающимися обстрелами, ночевали в храме рядом с чудотворным образом, надеясь на заступничество Пречистой, а не на толщину стен. Но пришлось эвакуироваться. Однако сестры продолжали приезжать в обитель, следили за порядком, собирали урожай. С собой ничего не забирали – не верилось, что посягнут на святыню, думали, это временно, минует, и вновь потечет привычная неспешная жизнь.

Но Господь судил иначе.

 

Стратегический объект

30 сентября 2014 года, около 17 часов от прямого попадания снаряда загорелась крыша храма. Во время бушевавшего пожара первой вынесли икону, саму упавшую на руки помощника и друга обители Андрея – она очень тяжелая и плотно держалась в киоте, но в тот момент будто Богородица указала, что надо делать. С алтаря забрали кресты, Евангелие, дароносицы, антиминс, евхаристические наборы, лампады. Поставив образ в притворе, прочитали перед ним акафист.

 

Иверский храм после обстрела Иверский храм после обстрела

 

Монастырь оказался стратегически важным объектом, стоящим на открытом месте с возвышающейся колокольней. В каменных постройках расположилось подразделение ополченцев. До середины января нынешнего года сестры еще надеялись на восстановление монастыря, но штурм аэропорта и бои за него изменили эти чаяния. Сейчас территория обители продолжает простреливаться, находиться там небезопасно. Но монахини продолжают посещать свой дом, обдумывают планы восстановления святыни.

Господь поругаем не бывает! Мы знаем: пройдет время, залечит искалеченная земля свои раны, наступит тишина, нарушаемая только пением птиц (да, быть может, гулом взлетающих самолетов), и вновь вознесутся маковки церкви, вырастут диковинные деревья, запестрят цветники. Все будет располагать к созерцанию и главному монашескому деланию – молитве.

 

Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского

Расположен в бывшем поместье Карпова в Петровском районе Донецка. До революции здесь была гимназия, а в советское время – школа-восьмилетка. В начале 1990-х открыли храм.

 

Отец Александр Матвеев у алтаря храма святого Иоанна Крондтадтского Отец Александр Матвеев у алтаря храма святого Иоанна Кронштадтского
Храм св. Иоанна Кронштадтского после обстрела. Крестный ход в престольный праздник с иконами, переданными в дар из России Храм св. Иоанна Кронштадтского после обстрела. Крестный ход в престольный праздник с иконами, переданными в дар из России.

 

Обстрелы храма начались в августе 2014 года. Первый «Град» не достал метров двадцать, в огороде до сих пор осталась воронка. Через неделю «Град» прилетел с другой стороны, но, угодив в дерево, разорвался над хозяйственными постройками и кухней. В результате обрушилась крыша, были выбиты двери, разбиты стекла. Часть снаряда нашли рядом с храмом. Последний обстрел вели из гаубицы: снаряд упал за воротами, потом в парке, метрах в 50, третий попал в купол. Скорее всего, снаряд был фугасный – крыша очень быстро загорелась.

 

Икона святого праведного Иоанна Кронштдского Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского
Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского после обстрела Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского после обстрела

 

Настоятель храма отец Александр Матвеев с пономарями и сторожами находился в это время в подвале. Под обстрелом им удалось погасить крышу и купол над крестильней, сейчас там продолжаются богослужения.

7 февраля 2015 года храм опять подвергся бомбардировкам. Была разворочена металлическая ограда, снаряд упал на прихрамовой территории, последнее уцелевшее окно было разбито. 8 февраля Литургию служили в подвале.

 

Купол храма Купол храма
Престольный праздник Престольный праздник

 

Храм равноапостольной княгини Ольги

При Торгово-промышленной палате в Киевском районе Донецка находится домовый храм святой равноапостольной княгини Ольги. Он был освящен в 2007 году. В ноябре 2014-го подвергся интенсивным обстрелам. Сейчас богослужения в нем не совершаются.

 

Домовый храм святой равноапостольной княгини Ольги после обстрела и часовня, задетая снарядом Домовый храм святой равноапостольной княгини Ольги после обстрела и часовня, задетая снарядом.

 

Фото автора

Поделиться в социальных сетях:



25 Jun 2015